Целью преподавания хирургии в медицинском институте является обучение студентов теоретическим и практическим основам этиологии, патогенеза, диагностики, тактики, лечения и реабилитации при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях системы органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной патологии, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и др. Важной частью преподавания является обучение студентов логическому врачебному мышлению, этике и деонтологии. Большое внимание уделяется значению организации медицинской помощи в улучшении результатов лечения больных с неотложными хирургическими заболеваниями и травматизмом на промышленных предприятиях и сельском хозяйстве. Лекционный курс строится по плану: анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, воз­растом, профессиональной деятельностью; этиология, патогенез заболевания, патологическая анатомия, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, выбор тактики, лечение, осложнения и их предупреждение, прогноз, реабилитация. Целью практических занятий является обучение студентов навыкам все­стороннего клинического исследования хирургических больных с использованием всего ком­плекса современных методов лабораторного, рентгенологического, эндоскопического и др. методов обследования, умению грамотно интерпретировать результаты исследований, ло­гически их обобщать для установления диагноза и проведения дифференциальной диагности­ки. Метод проведения практических занятий предусматривает самостоятельную работу сту­дентов под руководством преподавателя у постели больного, в лабораториях и диагностических кабинетах, операционных и перевязочных. Во время практических занятий студенты пишут одну учебную и одну рабочую историю болезни на 4 и 6 курсах. Во время занятий в поликлинике студенты обучаются мето­дам диагностики в амбулаторно-хирургической практике, вопросам диспансеризации.

В результате изучения курса хирургических болезней студенты VI курса обучения должны:

 

I. Знать:

1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний.

2. Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.

3. Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больны.

4. Способы лечения, показания к применению.

5. Деонтологические аспекты в хирургии.

II. Быть ознакомлены:

1. С вопросами организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями.

2. С вопросами диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценкой трудоспособности.

3. С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными поисками, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.

III. Уметь:

1. Собрать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями.  Анализировать данные общеклинического обследования.

2. Составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.

3. Сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.

4. Сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению.

5. Выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.