Целью преподавания хирургии в медицинском институте является обучение студентов теоретическим и практическим основам этиологии, патогенеза, диагностики, тактики, лечения и реабилитации при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях системы органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной патологии, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и др. Важной частью преподавания является обучение студентов логическому врачебному мышлению, этике и деонтологии. Большое внимание уделяется значению организации медицинской помощи в улучшении результатов лечения больных с неотложными хирургическими заболеваниями и травматизмом на промышленных предприятиях и сельском хозяйстве. Лекционный курс строится по плану: анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, возрастом, профессиональной деятельностью; этиология, патогенез заболевания, патологическая анатомия, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, выбор тактики, лечение, осложнения и их предупреждение, прогноз, реабилитация. Целью практических занятий является обучение студентов навыкам всестороннего клинического исследования хирургических больных с использованием всего комплекса современных методов лабораторного, рентгенологического, эндоскопического и др. методов обследования, умению грамотно интерпретировать результаты исследований, логически их обобщать для установления диагноза и проведения дифференциальной диагностики. Метод проведения практических занятий предусматривает самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя у постели больного, в лабораториях и диагностических кабинетах, операционных и перевязочных. Во время практических занятий студенты пишут одну учебную и одну рабочую историю болезни на 4 и 6 курсах. Во время занятий в поликлинике студенты обучаются методам диагностики в амбулаторно-хирургической практике, вопросам диспансеризации.
В результате изучения курса хирургических болезней студенты VI курса обучения должны:
I. Знать:
1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний.
2. Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.
3. Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больны.
4. Способы лечения, показания к применению.
5. Деонтологические аспекты в хирургии.
II. Быть ознакомлены:
1. С вопросами организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями.
2. С вопросами диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценкой трудоспособности.
3. С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными поисками, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.
III. Уметь:
1. Собрать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования.
2. Составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.
3. Сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.
4. Сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению.
5. Выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.